Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Образовательные стандарты

logo1

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

С  01  сентября  2011 года  во  всех  образовательных  учреждениях  РФ   вступил  в  действие  федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  второго  поколения.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования утвержден  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  «6» октября  2009 г. № 373.          

Всю необходимую информацию Вы найдете на официальном сайте ФГОС http://standart.edu.ru

 

Базовые документы ФГОС

 

Название документа

 

ФГОС начальное общее образование

 здесь

ФГОС основное общее образование

 здесь

ФГОС среднее (полное) общее образование

 здесь

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 здесь

Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации

 здесь

Фундаментальное ядро содержания общего образования

здесь 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа

 здесь

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа

здесь 
   

 

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".

 

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Каждая школа прописывает и утверждает "Основную образовательную программу", где учитывает свои ресурсы, запрос государства, социума, семьи, ученика.

"…Основная образовательная программа начального общего образования" должна содержать следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Учебный план начального общего образования.

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Программа коррекционной работы.

  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер ("…В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход…"), ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образованияотказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Отличительной особенностью нового стандарта является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих "умение учиться", способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.  При этомзнания, умения и навыкирассматриваются какпроизводныеот соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Отличительной особенностью нового стандарта является участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Личностно-орентированное обучение.

 

  Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить:

  • экскурсии

  • кружки

  • секции

  • круглые столы

  • конференции

  • диспуты

  • школьные научные общества

  • олимпиады

  • соревнования

  • поисковые и научные исследования

  • индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка, письменной речи и т.д.)

  • индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Тем не менее, условия для внеурочной деятельности должны быть созданы для каждого ученика. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями учащихся.